3. Полномочия по организации транспортного обслуживания населения осуществляются в целях удовлетворения потребности населения в пассажирских перевозках и, как следствие - конечным потребителем услуг является пассажир, который и производит оплату стоимости проезда, а не орган власти.
В соответствии со статьей 789 Гражданского кодекса перевозка транспортом общего пользования осуществляется на основании публичного договора и перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Федеральный закон от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в результате применения которого собственником товара или потребителем работы, услуги становится государственный заказчик.
Вместе с тем, государственный или муниципальный контракт в сфере организации транспортного обслуживания населения, заключенный в соответствии требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должен иметь следующие обязательные реквизиты:
1) сведения о заказчике и исполнителе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);
3) маршрут;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер и порядок платы за пользование транспортным средством.
Наличие данных реквизитов фактически говорит о заключении договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу в отношении неопределенного круга лиц в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», с которых в пути не взимается плата, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц влечет наложение административного штрафа.
Таким образом, перевозчик, заключивший государственный контракт не вправе взимать плату с пассажиров.
При определении перевозчика уполномоченный орган устанавливает условия перевозок, в том числе тариф на проезд. В случае, если установленный организатором тариф на перевозку пассажиров компенсирует только часть затрат перевозчика, то в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, в виде предоставления субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этой же статьей устанавливаются условия предоставления субсидий.
Просим прокомментировать явное противоречие положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обязанности заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ответ: проведение экспертизы соответствия законопроектов законодательству РФ отнесено к компетенции Государственно-правового управления Президента РФ. Оно указанных Вами противоречий не усмотрело и дало положительное заключение.